Детское чтение: для чего нужен читательский дневник?

Когда-то давно в школах ученики были обязаны вести читательские дневники. В них вписывали прочитанные произведения, а учитель русского языка и литературы регулярно проверял, не отстает ли ученик в прочтении дополнительной литературы в соответствии с планом, а также следил за аккуратностью ведения дневника.

Читательский дневник

Как я вела читательский дневник

Для меня это знаменательное событие произошло при переходе из начальной школы, после третьего класса, в среднюю.

Честно признаться, вести подобные обязательные штуки я не любила – обязаловка – она и есть обязаловка… Прочитать лишнюю книгу, вне программы чтения – это пожалуйста, а вот расписывать об этом… К тому же вести дневник «для галочки» было невозможно, поскольку описание прочитанного произведение необходимо было сделать обосновательным, указав помимо автора произведения, названия, главных и второстепенных действующих лиц, сюжета произведения еще и свое личное мнение – чем конкретно понравилось произведение, или не понравилось, и по какой причине.

Для меня в 4-5 классах это была одна из самых противных повинностей. Накатать разбор прочитанной книжки на пару тетрадных страничек, да еще по графам все распределить, было делом нелегким. Об аккуратности, а тем более написании всего этого сначала в черновике речи вообще не могло быть – сразу в дневник!

Читательский дневник для 1 класса

Были и такие, кто сначала писал черновой вариант, проверял (сам или с мамой), при необходимости редактировал, и только потом безукоризненно оформленные суждения аккуратно переписывал в дневник. Я так не могла: прочитала – накатала на скорую руку, пока в памяти свежо, как говорится. А читала я много, с этим проблем не было.

Вот и получала я при очередной проверке в новом месяце свои «полярные» оценки – 5/2. Пятерка обычно была за содержательное описание и умные мысли, ну а двоечка – это конечно за оформление. Да еще обычно и грозное восклицание учителя в конце, всегда одна и та же фраза: «Почему так грязно???».

Ведение таких дневников, причем – строго обязательное, делало учеников достаточно дисциплинированными в плане внимательного чтения необходимых произведений. И, как результат, — изучение программы по литературе было весьма успешным. Мы обращали внимание (а куда деваться, — надо) на названия книжек и рассказов, запоминали авторов, воспринимали прочитанное уже не как историю чьей-то жизни, а как талантливое изложение умных мыслей писателей.

Как правильно вести читательский дневник

Это очень помогало ориентироваться в бесконечном изобилии книжного мира – помимо конкретных книг и писателей, которые были предложены учителем, или рекомендованы библиотекарем, можно было самой составить определенный список литературы – соответствующей программе, и в то же время интересной для меня лично.

Как вести читательский дневник

С годами я стала понимать мудрый план по внедрению в школах обязательного ведения читательских дневников. В нас формировали умение сбора и анализа информации. И изложение ее в достаточно продуманном, индивидуально переработанном и написанном виде. Это универсальное качество впоследствии пригодилось всем без исключения «подросшим» ученикам того времени. Как говорится, тренировка на протяжении школьных лет не прошла даром.

 

Я ощутила это уже при выпуске из школы: сочинение на экзамене написала, не прилагая особых усилий, но на этот раз с положенным черновиком. Примерно тоже произошло и при поступлении в институт – плевое дело.

Как писать детям читательский дневник

Когда у меня появился ребенок, я получила возможность поделиться своим опытом. Первый ребенок в этом плане был «благодарной почвой». Дочка отличалась повышенной эмоциональностью, впрочем, как и все дети, а вот душевный склад – рациональный, ум – аналитический. Я смогла без особого встречного противостояния научить ее быстро читать, думать над прочитанным, рассказывать свои мысли и мнение о прочитанном, а когда она научилась писать – записывать свои суждения – вести дневничок.

Сказки, которые она слушала по вечерам в своей постели, теперь были не просто красивые истории, это была пища для размышления, порой — глубокого размышления. Сначала детские впечатления в дневник записывала я, под диктовку, когда еще доча не могла сама писать. Позже, научившись писать, она сама стала вести дневник.

Читательский дневник для начальной школы

Вскоре уже можно было определенно судить о дочери, как о грамотной девчушке, с хорошо подвешенным языком и чувством стиля. И уже было не столь важно, откуда это все взялось – врожденные ли это были качества, или сформированные под воздействием моего умелого руководства и ежедневного прививания интереса к чтению, осмысливанию, записям.

Когда родился сын, мои попытки привить ему желание читать и мыслить, а уж тем более записывать свои суждения, оказались тщетными. Как и подобает большинству мальчишек, послушать интересный (но желательно недолгий) рассказ или сказку на ночь он мог. А вот с обсуждением услышанного уже было как-то непросто – сплошные действия, часто плавно перетекающие в боевые. Описать же свои впечатления в виде рассуждений или рассказа вообще не представлялось возможным – вместо слов он предпочитал рисовать картинки. Причем понять смысл рисунка и бурно объяснить (как ему казалось) его мог только он сам.

Как ребенку вести читательский дневник

Дочка вела читательский дневник на протяжении всего обучения в школе – учительница литературы это поощряла и не могла нарадоваться. Всю прочитанную за лето литературу по списку мы разбирали и анализировали, делав записи в дневнике. И к началу учебного года всегда был готов не только отработанный список обязательной к прочтению во время летних каникул литературы, но и разобранный по всем позициям в ЧД. По литературе у нее всегда была твердая пятерка, как и за ведение читательского дневника.

Сын же вел ЧД только в начальной школе, в средней учитель литературы и русского языка решил на обременять своих учеников обязательным его ведением. Ну а раз обязанности нет – чего стараться за так?

Обязательно ли сейчас вести читательский дневник?

Я недавно спросила у знакомой учительницы, обязательно ли сейчас ученикам вести читательские дневники? Оказалось, современным детям в этом плане проще: с переходом в среднюю школу обязательность ведения ЧД решает конкретный учитель. Получается, моему сыну повезло – его нежелание вести дневник совпало с мнением учителя. А дочь, я думаю, вела бы свой дневник, даже если ее учитель счел бы это необязательным.

Сейчас при обучении детей в новых программах делается особый упор на смекалку, находчивость, эрудированность. Эпоха ЕГЭ, отсюда и новые подходы к процессу обучения.

Сожалеть не стоит. Каждому – свое. Заставлять ведь нельзя – это прямой путь к противоположному результату. Хотя в обучению музыке это работает отлично!

Подводя итоги, могу сказать – я довольна результатом. Главное состоит в том, что мои дети смогли полюбить чтение. Может быть благодарить нужно читательские дневники – это они смогли сделать из нас профессиональных любителей книг и чтения?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *