Расскажи мне сказку, мама…

Сегодня у нас в гостях Ольга Доронина —  удивительная женщина, любящая мама и очень увлеченный человек. Настоящая сказочница и помощница мам, которая знает, где искать волшебный ключик к сердцам малышей. https://vk.com/urokiskazki

 

image02-web-500

 

  • Здравствуйте, Ольга, расскажите о себе. 

Здравствуйте, меня зовут Ольга Доронина. Мне 44 года, я живу в городе Тольятти. По профессии я учитель русского языка и литературы, а по призванию – сказочница.
Несколько лет тому назад я создала собственный интернет-проект «Сказочки-выручалочки для Малыша и Мамочки» и с тех пор своей главной задачей считаю научить мам подбирать, рассказывать и сочинять сказки для своих детей.

 

image01-web-300

 

И делать это так, чтобы в простой, увлекательной, волшебной истории были заключены полезные уроки для детей, чтобы они учились жить и взаимодействовать с миром через сказку.

  • Что натолкнуло Вас на мысль писать сказки? Почему именно сказки?

Честно говоря, не помню, когда сочинила первую сказочную историю. Всегда любила фантазировать и воображать себе всякие волшебности. Другое дело, что очень долго считала свои увлечения чем-то несерьезным, и даже вредным и не соответствующим возрасту.

 

  • Хотите научиться жить полноценно и всё успевать в декрете?

    Тогда приходите на тренинг «Время для мамы: всё успевать»
    Это будет последний поток и последняя возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону!

 

Оглядываясь назад, вижу, что и выбор профессии был обусловлен отчасти моей склонностью к фантазированию. Ведь ничто так не соприкасается с миром сказки, как дети и литература.

Когда рос мой сын, я, конечно, сочиняла ему сказки в неограниченных количествах и очень жаль, что почти все они так и остались незаписанными. Потом я рассказывала свои сказки племянницам. А потом, когда и они выросли из сказок, опять наступило время «реальной жизни».

 

image05-web-500

 

Все изменилось с женитьбой сына.

Это было время очень мощной волны воспоминаний о его детстве, когда я буквально заново переживала какие-то моменты нашего с ним общего прошлого. А потом я подумала, что я могу совсем скоро стать бабушкой.

И тогда снова понадобятся мои сказки. Но теперь я стала записывать те истории, которые вспоминала или придумывала заново. И с тех пор сказка меня уже не покидает.

Мне захотелось сказками делиться, но делать это грамотно. Чтобы мамы, которые захотят ими воспользоваться, смогли подстроить сюжет, героев, приключения под потребности своего ребенка.

И с тех пор я учусь, развиваюсь как профессионал, овладеваю арт-терапевтическими и сказко-терапевтическими методиками. Пишу сказки не только для деток, но и для взрослых. Развиваю свой проект и получаю от всего этого огромное удовольствие.

  • Все ли мамы могут научиться сочинять сказки? Можно ли пробудить в себе сказочницу и как это сделать?

Я глубоко убеждена, что сказки могут сочинять все. Это тот мир, в котором мы уже существовали, мы в сказке не гости. Каждый может вспомнить свое детство и понять, как много в нем было «как будто» и «понарошку». А ведь с этого сказка и начинается – с допущения, что может быть что-то, чего в реальности нет.

Другое дело, что многие об этом со временем забывают. Но вспомнить можно в любой момент. Не случайно многие мои ученицы говорят, что они как будто бы разрешают себе фантазию. Заметьте, не учатся фантазировать и сочинять сказку, а разрешают себе, вспоминают, как это было когда-то.

  • Есть ли у Вас секретный ингредиент создания правильной сказки, если, конечно, понятие «правильный» подходит к слову сказка?

Все секреты на самом деле давно раскрыты.

Они сохранены для нас в народных сказках. Я знаю, что многие с опаской относятся к народным сказкам, считают их пугающими и непонятными.

Не буду никого сейчас разубеждать, но стоит обратить внимание на то, как они сделаны, какие у них сюжеты. Какие герои в них действуют. Каким языком они написаны. И тогда многое становится понятным.

 

image07-web-500

 

Например, практически в любой сказке есть Дорога, Путь. Именно в дороге герой постигает какую-то мудрость. А ведь все мы свою жизнь ощущаем, как дорогу. Мы говорим: «жизненный путь», «докатиться до такой жизни», «время идет». Это прямое указание, что все мы на самом деле путники.

Этот код заложен в нас на уровне подсознания. Поэтому включите в свою сказку дорогу, пусть вашего героя ожидают на ней встречи, испытания, приключения. И ваша сказка станет интересной. И таких моментов достаточно много, но вовсе не безграничное количество.

Зная их можно сочинять сказки, которые будут интересны и понятны.

Как могут выглядеть такие сказки, вы можете узнать, познакомившись с теми историями, которые придумала я.

  • Нередко молодые мамы жалуются, что дети очень привязаны к ним и не хотят отпускать от себя даже на короткое время. Плохо остаются с папой или бабушкой. Можно ли решить эту проблему с помощью сказки? 

Согласна, зачастую это становится настоящей проблемой. Сказка и в этом случае может помочь.

Трудно дать универсальный совет сразу всем, кто с ней столкнулся. Многое зависит от возраста ребенка, от того, мальчик это или девочка, как организовано общение ребенка с близкими людьми, как идет приучение к расставанию с мамой. Да и от состояния и эмоций самой мамы.

Зная эти важные моменты, можно сочинить сказку, подходящую именно этому ребенку в конкретной ситуации. И, что тоже важно, проложить мостик из сказки в реальную жизнь, создать ритуалы, прощания, помочь ребенку найти ресурс в конкретной жизненной ситуации.

  • Какие еще проблемы можно решить при помощи сказки? 

Их огромное количество. Это касается и привыкания к новому (детский сад, рождение братика или сестрички, развод или новый брак одного из родителей), изменения в составе семьи, получение навыков самообслуживания, получение новых знаний, формирования навыков общения с взрослыми и детьми.

 

image03-web-500

 

Через сказку можно работать с капризами, страхами, агрессией, другими эмоциональными состояниями. Детские капризы уходят, когда мы предлагаем ребенку точную, мудрую волшебную сказку.

Но еще раз хочу подчеркнуть, такие сказки требуют тонкой настройки на личность самого ребенка и на ситуацию, в которой он оказался.
Важно также понимать, чего мы хотим достичь в результате. Провести своеобразную проверку на экологичность цели.

Приведу пример, чтобы было понятнее. Ребенок боится собак. Конечно, со страхом можно и нужно работать. Но что мы желаем получить? Чтобы ребенок не боялся собак вообще? Любых? Чтобы каждую встретившуюся на прогулке собаку, включая волкодавов и бульдогов, он воспринимал как друга?

Мне кажется, уместнее было бы говорить о разумном чувстве самосохранения, оценки ситуации, безопасном поведении с животными. Так формулируется правильная задача для сочинения сказки.

Так вы сочините настоящую персональную сказку для своего ребенка.

 

image08-web-500

 

Вполне возможно, вам покажется сложным такая работа со сказочным сюжетом. Я предлагаю вам свою поддержку для решения этого вопроса – бесплатную получасовую консультацию сочинению полезной сказки для вашего ребенка.

  • Как можно использовать сказку в планировании своего дня? 

Тема, которую вы поднимаете, мне очень близка. У меня самой долгое время были большие проблемы с планированием.

Когда я начала заниматься своим проектом, я столкнулась с острой необходимостью навести порядок в этой сфере. Но жесткие системы мне точно не подходят, другие приживаются очень ненадолго.

И я придумала свой способ планирования дня, сказочный.

Я опробовала его сама, потом предложила его своим читателям. И в конце концов он превратился в небольшую книгу-тренинг «Кружево нашего дня петелька за петелькой». Причем, поскольку этот способ сказочный, то его можно предлагать и деткам, и планировать свой день вместе с малышами.

 

image04-web-500

 

Не скажу, что это какое-то очень подробное, поминутное планирование. Но оно дает возможность держать в фокусе основные дела дня и выполнять их с радостью, в атмосфере сказки и творчества.

И еще для меня очень важно, что удалось в планирование включить не только важные дела для семьи или проекта, но и для себя.

  • Вы говорите, что придумали свой способ планирования дня, а конкретные примеры из этого, рекомендации. Хотя бы несколько.

Любая сказка основывается на удачном образе, метафоре, которая для нашего подсознания, внутреннего мира является живой и значимой.

Я искала образ, который бы помогал чувствовать себя хозяйкой своей жизни, своего времени, своего дня. Согласитесь, что лучше всего это описывает метафора «держать жизнь в своих руках». И пришло такое сравнение, что наш день похож на выбеленное полотно, по которому мы сами вышиваем цветными нитями событий, чувств, эмоций, отношений определенный узор.

И каким он будет, гармоничным или абстрактным, разноцветным или монохромным, зависит только от нас.

Я постаралась именно из образа рук и пальцев сделать утро ярким и улыбчивым, день полным событий, вечер благодарным и спокойным. Вспомнила и пальчиковую гимнастику, которую мы все знаем, как непременный атрибут раннего детства.

image00-web-400

 

А между тем стимулирование нейронных связей никуда не пропадает и во взрослом возрасте. И день планируем мы тоже на пальцах, рисуем, разукрашиваем, благодарим. И итоги подводим тоже используя пальчики.

Как закрепление всего — мастер класс по написанию собственной сказки про кружевницу, ведь так проще всего создать хороший посыл на будущее, чтобы не потерять мотивацию, чтобы сделать ее личной для каждого, кто решит этим способом воспользоваться. Получился микс арт-терапии и сказкотерапии.

Мне такое сочетание кажется очень удачным и действенным.

  • И в заключении, ставший уже традиционным вопрос, что Вы пожелаете читательницам нашего сайта?

Желаю всем вашим читательницам каждый день наполнять радостью. Поверьте, для нее у нас есть очень много поводов. Источник счастья, успеха, любви находится в нас самих. Спешите открыть его. Давайте себе время и возможность побыть с собой, это бесценно.

 

image06-web-400
Спасибо, Ольга, за интересную беседу. Думаю, теперь многим мамам станет проще находить общий язык со своими детьми.

Дорогие читательницы, а вы часто рассказываете сказки своим детям? Получается ли вам сочинять их самостоятельно? Пишите свои комментарии.

В материале использованы фото из личного архива Ольги.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *