Адаптация к детскому саду

Первый вопрос, который прислали в рубрику «Вопрос психологу»

— Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду? (Наталья).

И на этот вопрос отвечает детский психолог Елена Корчагина.

«Если вашему ребенку предстоит этой осенью пойти в детский сад, то ребенка следует заранее подготовить к данному событию. Ведь детский сад – это новый этап в развитии личности ребенка. Ребенок учится коммуникации, самостоятельности, отстаивать свои интересы, пребывать в коллективе сверстников. До этого он был неразделим со своей семьей, мама была его частью общения с внешним миром. Поэтому самый оптимальный возраст для посещения детского сада 3-4 года.

Дети более маленького  возраста еще не психически, не физически не готовы расстаться со своей семьей. И любое разделение может привести к стрессу, что в свою очередь может негативно сказаться на общем развитии ребенка.

Несомненно, все дети проходят этап адаптации к новым условиям жизни. И этот период может растянуться от 2 до 6 месяцев, а, возможно, и на более долгий срок, все зависит от характера, темперамента ребенка.

Ребенок хорошо адаптировался, если:

  1. Он с удовольствием собирается в садик.
  2. Ему нравятся все режимные моменты (он с удовольствием остается на сон, ходит в туалет, на прогулки). Для детей разница в режиме может стать большим стрессом.
  3. Ребенок весел, радостен на протяжении всего дня.
  4. Не болеет (из-за долгого стресса дети начинают болеть чаще).
  5. У него много друзей, он охотно играет с другими детьми.
  6. Адекватно реагирует на любые предложения воспитателя.

Я рекомендую шесть способов помочь ребенку адаптироваться к детскому саду:

  1. Открытое пространство. Нужно поговорить с ребенком открыто без всяких недомолвок, негатива, скрытого смысла. Как правило, у каждого взрослого сложилась своя история с детским садом. Скорее всего, детский сад для большинства – это ряд неприятных воспоминаний, которые мы с позиции взрослого человека передаем своим детям. Мы начинаем двусмысленно выражаться про детский садик, мол, «там тебя точно научат» или «иди узнаешь правду жизни» и т.д. С ребенком лучше всего разговаривать без всяких двойных оттенков. Иногда лучше сразу признать, что «мы имели не очень хороший опыт в детском саду, но это наш опыт, а у тебя всё получится».
  2. Учить коммуникации заранее. Маленькие дети чаще всего просто не умеют общаться со своими сверстниками. Тем более, что они несколько сторонятся своих сверстников, не зная, что от них ожидать, предпочитая общение с детьми старшего возраста. Если игра между двумя детьми еще возможна, то порой третий ребенок не знает, как включиться в игру, и может попросту разрушить башню или дом, тем самым внося свою лепту в игру.
    Поэтому детям стоит заранее показать, как нужно знакомиться, говорить «привет»; что не нужно ждать, когда к тебе подойдут, следует самому быть открытым общению. То же самое общение на первых порах возможно с помощью воспитателя, он регулирует взаимодействие между детьми.
  3. Мягкое включение в режим детского сада. Первое время ребенка рекомендуется приводить в садик на 2-3 часа. Опять же очень важно учитывать, что утро в детском саду – это особое время, что с утра происходит большинство процедур и что ребенку может быть не совсем комфортно, поэтому первое время можно приводить ребенка к прогулке и забирать, к примеру, после обеда. Очень важно правильно подойти ко времени сна – первое время ребенок может почувствовать большой отрыв в моменты пробуждения. Мамы нет, когда она придет – непонятно, а сон трактуется как определенное время дня, и ребенок может не понимать, что же ждет его потом. Поэтому можно забирать его сначала до сна, после же, если он сам пожелает остаться на игру со своими друзьями, можно его оставить.
  4. Адаптация с помощью игры. Для детей основная деятельность – это игра, и поэтому можно поиграть с ним в детский садик и через игру помочь ему включиться в деятельность. Можно использовать маленькие игрушки, мягких зверей, которые очень хотели попасть в детский сад и наконец-то попали, можно спросить, как они себя чувствуют, нравится ли им играть всем вместе, побыть в разных ролях. Прожить режимные моменты. Для ребенка игра – это часть настоящего мира и он все воспринимает достаточно реально, поэтому он может рассказать о том, что его волнует в действительности.
  5. Не делать трагедии из расставания. Самая большая ошибка – это то, что мы думаем, что нашему ребенку там скучно, что он только и делает, что скучает по нам, что кроме нас о нем больше некому позаботиться. И поэтому мама со слезами на глазах приводит ребенка и с тяжелым сердцем идет домой, считая минуты до новой встречи. Как правило, ребенок чувствует ваш настрой и начинает подстраиваться под ваше состояние. Он тоже может ощущать тоску и скучать по вам, но в данный момент времени перед ним открывается новый мир, и он очень интересный и яркий, там много новых игрушек, друзей, и нужно сделать акцент в вашем расставании именно на этом. Ребенок живет настоящим и поэтому он воспринимает действительность всю целиком!
  6. Если ребенок уже пошел в садик, то дома мы создаем ему щадящую среду, где он может расслабиться, почувствовать себя хорошо. Побыть с родителями вместе, заняться тем, что ему нравится. Обязательно спрашивайте, как прошел его день, делитесь впечатлениями от своего дня без него. Спрашивайте совета. Ни в коем случае не манипулируйте его самостоятельностью, например, «я дам тебе конфету, если ты пойдешь в детский сад, или куплю игрушку после детского сада». Ребенок быстро понимает, чем вас брать, и капризы заказаны!

Радуйтесь вместе с ним, что он уже ходит в сад, что он уже большой, но давайте ему возможность побыть маленьким».

Елена Корчагина для сайта Время для мамы

Елена Корчагина для сайта Время для мамы

На вопрос отвечала Елена Корчагина, автор Школы счастливых родителей.

Если у вас есть свои вопросы психологу, присылайте их на почту admin@time-for-mama.ru

или оставляйте в комментариях вот здесь: http://time-for-mama.ru/vopros-psikhologu/


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *